Кандевское дело
Как известно, Тамбовские и Пензенские крестьяне издавна сильно стеснены были крепостными порядками. Поэтому они ждали царской воли с чрезвычайным нетерпением. Но воля долго не приходила: петля по-видимому все крепче и крепче затягивалась, и вот по всей русской земле громко пронеслось давно жданное великое слово царской любви к народу. Радостно встрепенулись подневольные люди, точно светлый праздник осветил всю Русь… Однако воля давалась, конечно, не вдруг, нужно было сохранить и помещичьи экономические интересы. Этой-то последней необходимости и не хотели понять некоторые наивные крестьяне, неосновательно и фантастически уверенные в совершенно радикальном изменении своего быта. Как люди совершенно неразвитые и скудоумные, они не слушали или не понимали предостережений и толкований и бессознательно делались государственными преступниками. Таковыми были по преимуществу крестьяне Керенского уезда.
7-го апреля 1861 года становой пристав Кандагаров читал в селе Кандевке, Керенского уезда, крестьянское положение. В это время из толпы раздался крик: «не то положение читаешь, в селе Высоком священник читал другой указ, который дает совершенную волю, и мы на работы к своему барину ходить не будем». Становой, по старой полицейской привычке, вздумал было захватить крикунов, но весь Кандевский сход в количестве 500 человек стал за них и воспрепятствовал аресту. «Не выдадим своих,— шумели крестьяне, надвигаясь на станового,— когда дана воля, то что за господские работы». Так началось возмущение в селе Кандевке (имение помещика Волкова). А отсюда движение быстро распространилось далее и разом охватило несколько больших сел Керенского, Чембарского и Моршанского уездов. Главными его деятелями впоследствии оказались крестьяне села Высокого, Чембарского уезда: Коровяков, Егорцев и Кошелев, которые разъезжали по разным уездам и волновали народ. Скоро оказали неповиновение помещику Охотникову крестьяне деревни Ильинской и не пошли на барщину. Разумеется, к ним приехал становой, все тот же Кандагаров, и стал читать положение. Но Ильинские крестьяне сразу перебили его и закричали: «не тот указ читаешь, это — мошенничество; земли скорей нам подавайте». Из деревни Ильинской волнение перешло в имение графа Вьельгорского, в село Троицкое, жители которого стали созывать к себе окрестных крестьян. Сигналом для этого был у них высокий шест с большим красным платком-знаменем. Мужицкое знамя вставили в колесо, колесо положили в телегу и в таком виде символ крестьянской неурядицы и недоумения развозили по селам. Шли за этим оригинальным поездом массы крестьянства, покидая барщину и хозяйство, не боясь господ и их управителей и громко сельские воротилы выкрикивали: «пойдем в церковь выбивать волю». Многосотенная крестьянская толпа подошла к дому Троицкого священника Сперанского и шумно стала требовать у него волю. —Нет у меня такой воли, какой спрашиваете,— говорил растерявшийся Сперанский. —Врешь,— возражали ему,— воля лежит на престоле с Егорьевским крестом и с знаменем Пресвятыя Богородицы и если мы найдем ее в церкви, то повесим тебя вверх ногами. Крестьянское волнение таким образом стало принимать грозные размеры. В одном имении графа Вьельгорского возмутившихся крестьян было около четырех тысяч, да в Кандевке около тысячи, да в других селах десятки тысяч крестьян более или менее готовы были присоединиться к Кандевскому делу. Полицейские чины призадумались. И было от чего. Чаще и чаще стали происходить факты вроде следующего. 9-го апреля 1861 года вдова священническая жена Студенцова встретила на большой дороге из Чембара в Керенск четырех крестьян. —Откуда идете?— спросила она их. —Из села Поима; читали там вольную, по которой не велено слушаться помещиков, а если где-нибудь попадутся земские чиновники, то надо бить их и тут же закапывать в землю. И бар тоже нельзя щадить. Дома их приказано пожечь и с людьми в них живущими. «Хоть вешай нас,— начали говорить возмутившиеся крестьяне на своих сходах в присутствии полицейских чинов,— а какой следует оброк за землю мы заплатим не помещикам, а самому государю. И работать на господ два года тоже не хотим, потому срок этой работе давно прошел, а начало ему, этому сроку, было в 1857 году». Ввиду подобных происшествий губернское начальство обратилось к содействию военной силы и дало знать об этом высшим Петербургским властям. В Кандевку, куда успели уже собраться крестьяне окрестных деревень в количестве более трех тысяч человек, вступила 2-я рота Казанского пехотного полка. Но этого оказалось очень мало, потому что и из других сел стали получаться тревожные известия. В селе Черногае произошла даже схватка между ротой и крестьянами и успех был не на стороне военной силы. Правда, 4 крестьянина были убиты, а 8 ранены, зато и солдаты потеряли двоих товарищей; кроме того у всех их отняты были ружья. Чембарский исправник и управляющий Черногайским имением, явившиеся на крестьянский сход под прикрытием военной силы, были схвачены крестьянами и закованы в железа, между тем как становой и ротный командир быстро ускакали из Черногая. Тогда в Кандевку, бывшую центром крестьянских волнений, прибыли еще 3 роты. Шли они на войну с мужицкой силой в полной боевой амуниции, с запасом боевых снарядов и сухарей и с соблюдением всех военных предосторожностей. В это время весь Казанский полк был приведен на военное положение и его эшелоны, кроме Кандевки, были направлены на Черногай и Поим. 16 апреля 1861 года в Кандевку прибыл генерал-майор Дренякин. К этому времени в возмутившемся селе крестьян собралось уже более 8 тысяч и следовательно необходимы были меры быстрые и решительные. Надевши полную генеральскую форму, Дренякин начал урезонивать и успокаивать Кандевцев, но все его увещания оказались тщетными. Тогда войскам приказано было стрелять. Начались залпы… Однако и под выстрелами крестьянин Буданов кричал: «а мы все-таки не пойдем работать на помещиков». —Помрем,— поддерживал Буданова крестьянин Туриков,— а неволиться не станем: прошли барские времена. После нескольких залпов крестьянская толпа оторопела, заволновалась и побежала, оставивши на месте побоища 11 трупов и 28 раненых. В числе убитых был глубокий (80-летний) старик Фимушкин. Немедленно началась переборка: более виновных отделяли от менее виновных. В числе первых были, между прочим, следующие лица. Гвардейский временно отпускной солдат Горячев, 26 лет. «Солдату надо,— говорил он на мирском сходе в самом начале крестьянских волнений,— стоять за мужиков». Вследствие этого он не повиновался уездной полиции, грубил членам следственной комиссии и, не ломая шапки, слушал чтение царского положения. Против имени Горячева в списки подсудимых рукой Дренякина была написана такая конфирмация: «лишается военного звания и медали и по наказании шпицрутенами чрез 100 человек 7 раз ссылается в отдаленные Сибирские рудники на 15 лет». Вторым важным подсудимым по Кандевскому делу оказался старый 72-летний гренадер Елизаров, украшенный четырьмя знаками военного ордена, бывший герой отечественной войны. Когда генерал Дренякин явился перед крестьянской толпой, старик Елизаров стал впереди всех и заговорил: «мы все должны стоять за правое крестьянское дело, за Бога и за Царя». Что сделали с ветераном-гренадером — неизвестно. Против его имени никакой конфирмации нет. В окончательной форме суд произнесен был над подсудными крестьянами 17 апреля, по телеграмме от шефа жандармов. Виновных разделили на три категории. Первую лишили всех прав состояния, телесно наказали и сослали в рудники. Здесь было 18 человек. Вторую категорию, по наказании шпицрутенами или розгами и по лишении прав и состояния, отправили на поселение. Этих было 29 человек. В третью категорию попали только 9 человек. Им отсчитали по 300 розог и затем отпустили по домам *). Печальная церемония экзекуций происходила над Кандевскими крестьянами и их соучастниками 18 апреля. Присутствовали при этом генерал-майор Дренякин, Пензенский жандармский штаб-офицер, Керенский уездный предводитель Ранцев, чины уездной полиции и все офицеры Казанского полка. Эта решительная и, конечно, суровая мера спасла целый край от новых волнений и во всяком случае прошла небесследно и во всех других губерниях, для которых Кандевское прискорбное событие послужило предостережением и вразумлением. * Примечание. В 1864 году все сосланные в Сибирь по Кандевскому делу всемилостивейше были прощены и возвратились домой. http://otambove.ru |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Опрос
Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами?
Все опросы
Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами?
Все опросы
Новости Тамбова и области
Управление ...
В Тамбовской области отмечается сезонный рост заболеваемости ОРВИ
В Тамбовской области ...
В Тамбове суд в третий раз оправдал бизнесмена Юрия Штабеля
В Тамбове суд в третий ...
Борщёвский лес под Тамбовом могут включить в земли лесного фонда
Борщёвский лес под ...
Как распределяются средства на ЕНС ИП при поступлении налогового уведомления
В связи с направлением ...
Прямая линия с Максимом Егоровым состоится 24 сентября
Уже через неделю, 24 ...
Для создания сквера «Гармония» в Тамбове нашли нового подрядчика из Московской области
Контракт на ...
В области продолжается реализация программы капитального ремонта многоквартирных домов
В Тамбовской области ...