Улицы Тамбова: Студенецкая

Нечетная сторона:

№ 1. На пересечении с ул. Карла Маркса. Бывший работный дом. В 1895 году в России было основано попечительство о домах трудолюбия и работных домах, находившееся под Высочайшим председательством. Постройка в Тамбове работного дома была согласована с Министерством внутренних дел.

Строительство здания для работного дома было начато на городской земле близ реки Студенец в 1897 году Протокол об утверждении проекта каменного двухэтажного дома 30 сентября 1897 года подписал архитектор Т. Свирчевский.

Работный дом должен был способствовать сокращению нищенства и предоставлять возможность заработка. При нем были открыты ночлежный приют, огород, подобие мастерских. В работном доме изготовляли конфетные и торговые коробки, салфетки, полотенца, туфли, ситцевые рубашки, ручки, папиросные гильзы и другой мелкий товар. Капитал работного дома также формировался за счет пожертвоаний от частных лиц, от проведения благотворительных вечеров и лотерей. Это благотворительное заведение было закрыто в 1918 году. В настоящее время здесь обосновались аэроклуб и различные учебные курсы.

Нечетная сторона:

№ 7. Бывшая Егоровская мельница. Уже в конце XVII века по обоим берегам речки Студенец жители слобод ставили водяные мельницы, зерно и муку переправляли по реке Цне в основном водным путем, так как Студенец в те годы был судоходен. К концу прошлого века вся территория с северной стороны Базарной площади была застроена и лишь небольшая полоска земли вдоль южного берега Студенца оставалась свободной.

Городская управа в феврале 1889 года сочла целесообразным разрешить известному тамбовскому купцу 2-й гильдии Федору Егоровичу Егорову строительство на этой территории кирпичной вальцовой мельницы. Против этого возражали хозяева частных домов, располагавшихся по набережной реки Студенц. Они опасались пожаров, которые часто возникали на мельницах. Документы с просьбой купца Егорова были направлены на рассмотрение губернатору. Осуществить свою мечту Егорову было не суждено. После его смерти вдова купца Прасковья Николаевна Егорова в июле 1890 года вновь обратилась к губернатору, предварительно заручившись разрешением на постройку мельницы, выданным аж министром внутренних дел. В то же лето она получила в аренду под застройку участок земли, который просил ее муж. Проект паровой мельницы был составлен губернским техником Г. Дидковским.

В 1890 году началось строительство пятиэтажного корпуса с одноэтажным флигелем и отдельных помещений для технического оборудования и складов. По тем временам Егоровская мельница, как стали называть ее в городе, представляла собой серьезное техническое сооружение. Один лишь вес всех машин и механизмов, размещенных в здании, составлял около 50 тонн. Строительство было проведено в короткий срок. 28 сентября 1891 года был составлен акт осмотра, а 15 октября того же года была установлена динамомашина и мельница начала работать. Прежде чем зерно превращалось в муку, оно проходило от одного механизма к другому по всем этапам путь длиной в десять километров.

В 1896 году по доверенности П.Н. Егоровой ее сын обратился в городскую управу с просьбой о расширении мельницы. Это объяснялось тем, что зерно шло с тамбовских полей непрерывным потоком и первоначальная мощность мельницы не могла удовлетворить возросший спрос на мукомольное производство. Вскоре появилась новая трехэтажная пристройка.

В сентябре 1901 года по неустановленной причине на Егоровской мельнице произошел сильный пожар. Пожарные команды ничего не смогли сделать, и сгорело все внутреннее оборудование пятиэтажного здания. Мельница была застрахована в страховом обществе "Саламандра" на 120000 рублей, но ущерб от пожара превысил сумму страховки в 3 раза.

В 1903 году мельница была восстановлена и в ней появилось новое электрооборудование, заменившее частично старое паровое. В 1913 году мельница, принадлежавшая торговому дому "Наследница П.Н. Егорова и Сыновья", давала годовой доход в 50 тысяч рублей. В период Первой мировой войны она была крупнейшей в губернии. Остальные 79 паровых мельниц Тамбовской губернии были значительно меньше. К внутреннему двору мельницы со стороны реки Студенец примыкала небольшая пристань, где проводилась разгрузка-погрузка лодок и небольших барж. К пристани от складских помещений вела мощеная дорога. В Студенец по подземной галерее стекали воды после промывки зерна (была такая предварительная операция в старой технологии мукомольного производства).

В складских помещениях, построенных еще в 1906-1911 годах, и сегодня на глубине 2-х метров отлично сохраняется микроклимат, необходимый для хранения муки. После национализации в 1918 году Егоровская мельница сохранила свое функциональное назначение. В середине 1930-х годов мельница была расширена и реконструирована. В середине 1950-х годов был построен элеватор. Последней в 1958 году была возведена с западной стороны элеваторная высотная башня. В дни политических праздников на ее крыше устанавливалась электроиллюминация, которая была видна со всех точек города.

Не менее 70-ти лет существует железнодорожная ветка, соединяющая мельзавод с линией Юго-Восточной железной дороги. Сегодня Тамбовский мукомольный завод вступил в свое второе столетие. В 1994 году он был преобразован в акционерное общество "Деметра". Сегодня "Деметра" занимается переработкой местной пшеницы в основном для нужд Тамбовской области.

Информационно-туристический портал Тамбовской области
22-03-2014, 20:20
Автор: admin
1948
Рейтинг:
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.