Герои войны: Владимир Михайлов

Герои войны: Владимир МихайловКогда страна быть прикажет героем,
у нас героем становится любой.
В. Лебедев-Кумач.

В мирное время никому бы не пришло в голову, что Володя Михайлов — скромный парикмахер тамбовской артели «Бытработник» — станет прославленным летчиком, Героем Советского Союза. И только сам Володя втайне мечтал о том, как он поднимется в небо на быстрокрылой машине, а если нужно будет, то смело встретится с врагами.

Мечта окрыляет. В восемнадцать лет Владимир Михайлов стал курсантом аэроклуба, а потом — Егорьевской школы летчиков. Дисциплинированный, способный, энергичный, он был одним из лучших курсантов, увлекался спортом. И не удивительно поэтому, что выпускника школы сержанта Михайлова было решено использовать в истребительной авиации. Однако хорошие летчики необходимы были не только на фронте, но и в тылу. Командование оставило Владимира Михайлова в училище инструктором-летчиком. За год он самостоятельно подготовил две группы курсантов, и все они сдали экзамены на хорошо и отлично.

С осени 1942 года до весны 1943 года Владимир Михайлов — пилот запасного авиаполка, а вскоре он получил назначение в боевую часть — истребительный авиационный полк. Боевое крещение Владимир принял в воздушных схватках с врагом на Северо-Кавказском фронте. Здесь он совершил свои первые подвиги.

Было это 28 мая 1943 года. Предрассветную тишину разорвал мощный гул моторов — покинув капониры, взмыли в воздух истребители. Вслед за легкими «лаггами» на взлетную полосу вырулили нагруженные до отказа бомбами и снарядами грозные «илы». Задача — нанести удар по позициям врага в районе станицы Киевская, что севернее Ставрополя.

При подходе к цели советские самолеты атаковали двадцать шесть «мессеров». Силы неравны, но советские летчики смело вступили в бой. Владимир Михайлов умелым маневром зашел в хвост «мессеру» и сбил его. Первая победа! Она стала частью общей победы всей группы — штурмовики успешно «обработали» позиции немецких войск и без потерь возвратились на свой аэродром.

Когда приземлились, комэск, опытный летчик, подозвал к себе Михайлова, сказал:

—Я видел твою работу, младший лейтенант. Правильно действовал. Скажу тебе, как говорят моряки: «Так держать!» А если драться по-другому, то каждый твой да и твоего боевого друга вылет может стать последним.

Хорошо запомнил эти слова бывалого командира молодой летчик и всегда готов был прикрыть собой друга в бою.

Так было и 11 июня 1943 года. Михайлов и его товарищи снова прикрывали группу «илов» при штурмовке войск противника в районе Колобатка. В пути встретились 20 «мессеров». Они все время пытались атаковать наших штурмовиков. Михайлов шел в ударной группе. При подходе к цели он увидел, как два немецких истребителя зашли в хвост одному из штурмовиков. Еще мгновение — и он будет сбит.

Владимир, не задумываясь, бросился на выручку товарища. Он подошел чуть ли не вплотную к «мессеру». Совсем рядом его широкое крыло с черными крестами в желтой окантовке. Нажал на гашетку. Язычки пламени вырвались из стволов пушек краснозвездного «лагга» и «мессер», закувыркавшись, с воем понесся к земле.

Полковник А.П. Калинин в своей книге «Истребители над «Голубой линией» пишет:

«При сопровождении «илов» в период боев наземных войск в районе станиц Киевской и Молдаванской образцы героизма проявили летчики истребительного авиационного полка. Им иногда приходилось сопровождать по нескольку групп штурмовиков.

Однажды четверка истребителей этого полка сопровождала группу штурмовиков. Наши самолеты были атакованы двенадцатью истребителями противника. Четко взаимодействуя со штурмовиками, советские истребители отразили все атаки врага. «Илы» успешно выполнили боевое задание и без потерь вернулись на аэродром. После того как самолеты зарулили на стоянки, на аэродроме произошел интересный случай. К летчикам-истребителям подошел воздушный стрелок из штурмового полка сержант Руденко и спросил:

—Кто летал на 34-й машине?

—А в чем дело? — спросили его летчики.

—Летчик, который летел на 34-й машине, спас нам жизнь. Я хочу его поблагодарить. Нас чуть было не сбил «мессершмитт», но этот летчик набросился на фашиста и на моих глазах вогнал его в землю.

Стрелка окружили летчики. А один молодой летчик комсомолец младший лейтенант Владимир Михайлов стоял, смущенный неожиданной благодарностью».
Быстро пролетели первые три месяца фронтовой жизни. За это время Владимир Михайлов совершил 76 боевых вылетов, участвовал в 14 воздушных боях и сбил 2 самолета врага, получил первую награду — орден Отечественной войны I степени, стал кандидатом в члены Коммунистической партии.

В начале сентября 1943 года развернулось наступление войск Северо-Кавказского фронта по прорыву «Голубой линии» обороны немецко-фашистских войск. Через месяц от врага был очищен Таманский полуостров, началось форсирование Керченского пролива и бои по захвату и удержанию плацдарма в районе Керчи.

Авиационный полк, в котором служил Владимир Михайлов, поддерживал действия наземных частей Отдельной Приморской армии. Враг яростно сопротивлялся, стараясь не допустить форсирования пролива и проникновения советских войск в Крым.

11 ноября 1943 года 4 советских «лагга» вылетели на разведку войск противника в район Керченского полуострова. В пути они встретили 12 вражеских бомбардировщиков, сопровождаемых 6 истребителями. Несмотря на большое превосходство врага, Михайлов смело пошел в атаку и сбил один «юнкерс».
На следующий день Михайлов летит в группе на перехват бомбардировщиков противника в район Керчи. Шесть фашистских «юикерсов» пытались бомбить наши наземные части. Заметив вражеские самолеты, Михайлов смелыми атаками вовлек всю группу в бой. Врезавшись в строй «юнкерсов», Михайлов разрушил их боевой порядок, а затем, подойдя на дистанцию в 100 метров, расстрелял один немецкий бомбардировщик, который, войдя в штопор, упал в районе Катер лез.

В этот же день советские летчики снова вылетели по тревоге на прикрытие своих войск в район Керченского полуострова. Здесь они встретились с группой «юнкерсов». В короткой схватке лейтенант Михайлов поджег еще один вражеский бомбардировщик.

10 января 1944 года с тремя истребителями-однополчанами Михайлов прикрывал наши войска в районе Тархан — Мама Русская. Неожиданно над целью появилось 13 немецких самолетов — 9 бомбардировщиков и 4 истребителя. Они пытались бомбить передний край обороны наших войск. Михайлов первым пошел в атаку, увлекая за собой остальных летчиков. Завязался бой. Своими смелыми маневрами Михайлов поломал строй противника и с дистанции 150 метров подбил «юнкерс».

В летной книжке Михайлова появилась новая запись: с августа 1943 года по 17 января 1944 года произвел 120 боевых вылетов и сбил 4 самолета противника, а на гимнастерке смелого летчика засверкал второй боевой орден — орден Красного Знамени.

Внимательно просматриваю записи о боевых вылетах. Их много.

14 февраля схватка с бомбардировщиками врага в районе Керчи…

На следующий день сопровождение «илов» и бой с четырьмя «мессерами»…

22 марта вылет на разведку, бой с истребителями врага и спасение ведущего Харламова…

11 апреля вылет на разведку в район станции Багерово и доставка ценных сведений командованию…

За новые 56 успешных боевых вылетов, отличное прикрытие ведущих разведчиков и личную боевую работу Михайлов в апреле 1944 года был награжден третьим орденом — орденом Красной Звезды.

В одном из воздушных боев самолет Владимира Михайлова был сбит и упал в Черное море. Летчик три дня продержался на обломках самолета до тех пор, пока не был подобран советскими моряками.

Возвратившись из госпиталя в полк, Владимир Михайлов воевал на 2-м Белорусском фронте.

22 июня 1944 года он разведал расположение войск противника в районе Могилева. На Днепре обнаружил переправу. Сюда немцы стянули около 350 автомашин, 150 подвод, батальон пехоты. Все эти данные Михайлов передал по радио с борта самолета в штаб воздушной армии. Высланные командованием штурмовики нанесли мощные удары по врагу.

12 августа Михайлов летит на разведку в район Августов — Граево, 20 августа — на станции Линк и Грошткен, через несколько дней — опять в эти же районы и каждый раз, несмотря на сильный зенитный огонь и противодействие авиации врага, доставляет командованию ценнейшие сведения.

Михайлов всегда действовал инициативно и дерзко. Так, 24 октября 1944 года, вылетев на разведку в район Добрый Ляс, он обнаружил на земле немецкий самолет типа «физилер-шторх». Снизившись до бреющего полета, смелый летчик обстрелял вражескую машину пушечным огнем и сжег ее на земле.

10 октября 1944 года, выполняя боевое задание по разведке войск противника в районе города Рожаны, Михайлов заметил, что артиллерия противника ведет интенсивный огонь по нашим передовым частям, да, кроме того, до 40 вражеских танков подходят скрытно к исходным позициям для атаки против наших войск. Определив точное местонахождение вражеских сил, Михайлов передал тут же сведения наземным войскам и в штаб воздушной армии.
Прибывшие в этот район советские штурмовики уничтожили несколько немецких танков и сорвали готовившуюся атаку.

К концу 1944 года еще две награды — орден Отечественной войны II степени и второй орден Красного Знамени — засверкали на груди отважного воздушного бойца.

До самого конца войны Михайлов выполнял самые ответственные задания командования по разведке войск противника. В личном деле нашего славного земляка сохранились благодарности за отличную боевую работу при освобождении городов Тамань, Феодосия, Севастополь, Могилев, Шклов, Волковыск, Белосток, Быхов, Осовец, Остроленко, Ломжа, Млава и взятии городов Нойштеттин, Кезлин, Штольп, Грауденц, Старгард, Данциг, Штеттин, Пренцлау, Эгезин, Трептов, Штральзунд, Гримма, Свинемюнде и других.

Незадолго до окончания войны на боевом счету Владимира Михайлова было 690 вылетов, он участвовал в 113 воздушных боях, лично сбил 8 самолетов врага и 4 в группе.

Опытный летчик овладел техникой пилотирования на девяти типах самолетов. Коммунисты части приняли Владимира Михайлова в свои ряды. Он был награжден третьим орденом Красного Знамени и орденом Суворова III степени. Командование назначило Михайлова командиром эскадрильи, ему было присвоено звание старшего лейтенанта. Его эскадрилья стала лучшей в части.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года Владимиру Александровичу Михайлову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Однако прикрепить к груди высшую награду Родины — Золотую звезду Героя — Владимиру Михайлову не довелось: смерть вырвала его из боевых рядов советских летчиков тогда, когда уже наступили дни мирного труда.

Прах Владимира Александровича Михайлова покоится в городе Калининграде. Именем героя названа одна из улиц его родного города Тамбова.

Л.Г. Дьячков

http://otambove.ru
23-01-2014, 23:21
Автор: admin
1785
Рейтинг:
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.