Герои войны: Андрей Иванович Колодин

Герои войны: Андрей Иванович Колодин На фронт Андрей Колодин - воспитанник Тамбовского вагоностроительного техникума и Тамбовской авиационной школы пилотов - попал в конце февраля 1944 года, т. е. тогда, когда большая часть нашей страны уже была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Двадцатилетнему летчику казалось, что не осталось уже места для подвига, и, может быть, только где-то в глубине души он мечтал о мастерстве, дерзких полетах и смелых боях, подвиге, и, наверное, совсем уже не предполагал, что до конца войны он совершит 157 успешных боевых вылетов на штурмовике, станет лучшим разведчиком полка, мастером бомбовых и штурмовых ударов, кавалером боевых орденов и удостоится высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза.

С первых же боевых вылетов Андрей Колодин зарекомендовал себя как смелый, старательный и напористый воздушный боец. Ни туман, ни низкая облачность, ни дымка, ни размокшие полевые аэродромы не останавливали его. Он всегда был готов к выполнению боевого задания. И потому командование вскоре стало поручать младшему лейтенанту Колодину ответственные и трудные задания по разведке и фотографированию войск и техники противника. И он их успешно выполнял, за что в мае 1944 года, т. е. всего через два месяца пребывания на фронте, он получает первую боевую награду - орден Красной Звезды.

Летом и осенью 1944 года Андрей Колодин участвует в разгроме немецко-фашистских войск в Западной Украине и на территории Польши. Его вылеты следуют один за другим. 25 июля 1944 года немцы, сосредоточив бронетанковую группировку, пытались прорваться из окружения в районе юго-восточнее города Львова. Здесь на небольшом участке фронта противник бросил в бой до 30 тяжелых танков «тигр» и 6 самоходных орудий «фердинанд». Положение для наших войск в этом месте стало угрожающим, им необходима была немедленная помощь с воздуха. Однако наша авиация действовать тогда не могла, так как точное расположение вражеской техники не было известно. Требовалось срочно выяснить обстановку. И это было поручено выяснить Андрею Колодину и его боевым товарищам.

Опробованы моторы, подвешены бомбы, заправлены пушки и пулеметы, поставлена задача. Однако начавшийся несколько часов назад сильный дождь с грозой задерживал вылет, а хмурое небо не обещало в ближайшее время хорошей погоды.

- Слушайте, друзья, - сказал командир эскадрильи. - Конца этой погодке не видно, а ждать уж больше нельзя: надо лететь, дело срочное, - и перейдя на официальный тон, закончил: - Старший лейтенант Романов и младший лейтенант Колодин, вылет через пять минут!

Точно в назначенный срок Романов и Колодин взлетели. Преодолев четыре стены ливневого дождя и сильные грозы, пара ИЛов на высоте 800 метров пришла в район Львова и на предполагаемом месте боя сделала два виража. Однако летчики ничего не обнаружили. Неудача! Но она не остановила разведчиков. Ведущий запросил радиостанцию наведения.

- «Изумруд», «Изумруд», - неслись позывные в эфир.
- Я - «Изумруд», я - «Изумруд»; - послышался в шлемофоне ответ.
- В данном квадрате цели нет.
- Полет продолжить. Ищите правее 419, ищите правее 419. Как поняли? Перехожу на прием.

Ответ был получен точный. Станция наведения «Изумруд» дала разведчикам точные координаты. В намеченном квадрате летчики увидели вражеские танки. По команде ведущего наши штурмовики атаковали цель, сделали шесть заходов. Колодин зафотографировал все танки и самоходные орудия и вместе с Романовым пушечно-пулеметным огнем сжег один «тигр» и один бронетранспортер, а также уничтожил несколько солдат и офицеров противника. Доставленные летчиками сведения были точны и своевременны. Используя их, полки авиационной дивизии производили боевую работу в течение всего дня. Замысел врага был сорван, а его техника и живая сила были рассеяны и уничтожены, а через два дня под мощным напором наших войск вражеские войска поспешно отступили из района Львова.

Летчики 565-го штурмового авиационного полка, а в их числе и Андрей Колодин, в те летние дни 1944 года нанесли немало точных штурмовых ударов по врагу и добыли много ценных разведывательных сведений. Однажды Колодин вылетел на разведку отступавших войск противника из района Львова. Вместе с ним шли еще три ИЛа. Просмотрев все дороги от Львова до Днестра, разведчики не обнаружили никакого движения. Но успокаиваться было рано, и летчики продолжали зорко просматривать местность под крыльями своих машин. И опять ничего существенного замечено не было. Но уже на обратном пути они увидели около 150-200 автомашин с живой силой и грузами, а в посевах тут и там замаскированные снопами под копны 20-30 немецких танков.

Получив команду от ведущего, Колодин фотографирует цель, а затем группа сделала шесть заходов на танки и автомашины и обстреляла их. Летчики видели, как гитлеровцы в ужасе разбегались в стороны от машин. Много солдат и офицеров, танков и автомашин уничтожил Колодин со своими боевыми товарищами в тот вылет. По данным разведки и фотоснимкам, сделанным Колодиным, летчики частей дивизии нанесли по врагу сильные удары и обеспечили продвижение на запад нашим наземным частям. 3 августа 1944 года в паре с ведущим Михаилом Романовым Алексей Колодин летит на разведку войск и техники противника в район Самбор - Хыров. Немцы ведут сильный зенитный огонь. Осмотревшись, летчики заметили внизу около 30 автомашин. Немедленно передав по радио разведданные наземной радиостанции и сфотографировав цели, разведчики атаковали врага.

Много раз летал Андрей Колодин с Михаилом Романовым в паре. Это была хорошо сработавшаяся «двойка». Ведущим всегда был Романов - он заместитель командира эскадрильи, старший лейтенант, мужественный и смелый командир, действовавший всегда дерзко, решительно и умело. 16 января Алексей Колодин летит в составе группы из шести штурмовиков на уничтожение автоколонны противника в район Машенница-Цензновще. На подходе к цели группа была обстреляна сильным огнем зенитной артиллерии. Черные шапки разрывов зениток виднелись со всех сторон, а колонна все еще не была обнаружена. Но не в правилах Колодина и его товарищей было возвращаться на аэродром с грузом бомб и патронов.

В районе цели Колодин заметил на перегоне движущуюся змейку - длинный железнодорожный состав. Это гитлеровцы по железной дороге подбрасывали подкрепление. Отвалив от группы и перейдя не бреющий полет, Колодин прямым попаданием бомб и пушечно-пулеметным огнем разрушил железнодорожное полотно, разбил паровоз и несколько вагонов. Вскоре летчики группы нашли и вражескую автоколонну, сделали несколько заходов и уничтожили ее. Каждый из боевых вылетов мог стать последним. Это понимал на фронте каждый летчик. И все же, наверное, больше других летчики помнят те вылеты, когда сами были сбиты и смерть была совсем рядом. Был такой вылет и у Алексея Колодина.

Это случилось 20 февраля 1945 года. В тот день Колодин вылетел на разведку живой силы и техники противника в район польских сел Павловице-Гурно-Зебжиловице. На станции Зебжиловице он обнаружил два эшелона. Неистово били зенитки, но летчик действовал спокойно и точно. Прямым попаданием бомб паровоз и пять вагонов были разбиты с первого захода. Сделав еще заход, Колодин сфотографировал результаты своего удара и, набрав высоту, пошел за ведущим. В этот момент зенитный снаряд попал в мотор. Машину подбросило вверх и тут же маслянистый след потянулся за самолетом. Машина стала проваливаться вниз.

- Неужели конец? - мелькнуло в сознании летчика. - Неприятная испарина выступила на лице.

Напрягая все силы, Колодин на горящем самолете стал планировать к линии фронта, к своим. Пламя уже успело охватить кабину и стало лизать комбинезон, меховые унты, подступать к лицу. Как быть? Можно выброситься с парашютом, но тогда плен. Нет, не бывать этому! Дотянуть до своих во что бы то ни стало. Летчик еще сильнее сжимает в руках штурвал и перетягивает линию фронта. Самолет вслепую идет на посадку. Один, второй, третий удар, и летчик теряет сознание. К объятой пламенем машине прибежали советские бойцы. Они быстро вытащили пилота из горящего самолета. Одежда обгорела, волосы дымились, на лице ожоги. Но главное - остался жив. На второй день Колодин добрался до своего полка и вскоре снова поднялся в небо. 157 боевых вылетов на штурмовике совершил Андрей Колодин. Каждый из них - огромный риск, помноженный на смелость и мастерство. Командование по праву считало Андрея лучшим разведчиком полка. До самого конца войны Андрей Колодин не выпускал из рук штурвал самолета. Десять благодарностей от командиров дивизий, корпусов и командующих армий, в интересах которых совершал свои боевые вылеты отважный разведчик-штурмовик, боевые ордена стали достойной оценкой отважного воздушного бойца.

18 августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР летчику старшему 565-го штурмового авиационного Станиславского полка 224-й штурмовой авиационной дивизии 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта лейтенанту Андрею Ивановичу Колодину было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны Андрей Иванович продолжал службу в авиации. Кавалер Золотой Звезды Героя Советского Союза, ордена Ленина, двух орденов Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды подполковник Андрей Иванович Колодин после увольнения в запас в 1960 году поселился в городе Севастополе. Но не забывал он и родной Тамбовский край, и родное село Беломестную Криушу, куда неоднократно приезжал.

Источник: Книга памяти Тамбовского района
26-03-2014, 10:20
911
Рейтинг:
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.