Герои войны: Андрей Иванович Колодин
На фронт Андрей Колодин - воспитанник Тамбовского вагоностроительного техникума и Тамбовской авиационной школы пилотов - попал в конце февраля 1944 года, т. е. тогда, когда большая часть нашей страны уже была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Двадцатилетнему летчику казалось, что не осталось уже места для подвига, и, может быть, только где-то в глубине души он мечтал о мастерстве, дерзких полетах и смелых боях, подвиге, и, наверное, совсем уже не предполагал, что до конца войны он совершит 157 успешных боевых вылетов на штурмовике, станет лучшим разведчиком полка, мастером бомбовых и штурмовых ударов, кавалером боевых орденов и удостоится высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза.
С первых же боевых вылетов Андрей Колодин зарекомендовал себя как смелый, старательный и напористый воздушный боец. Ни туман, ни низкая облачность, ни дымка, ни размокшие полевые аэродромы не останавливали его. Он всегда был готов к выполнению боевого задания. И потому командование вскоре стало поручать младшему лейтенанту Колодину ответственные и трудные задания по разведке и фотографированию войск и техники противника. И он их успешно выполнял, за что в мае 1944 года, т. е. всего через два месяца пребывания на фронте, он получает первую боевую награду - орден Красной Звезды. Летом и осенью 1944 года Андрей Колодин участвует в разгроме немецко-фашистских войск в Западной Украине и на территории Польши. Его вылеты следуют один за другим. 25 июля 1944 года немцы, сосредоточив бронетанковую группировку, пытались прорваться из окружения в районе юго-восточнее города Львова. Здесь на небольшом участке фронта противник бросил в бой до 30 тяжелых танков «тигр» и 6 самоходных орудий «фердинанд». Положение для наших войск в этом месте стало угрожающим, им необходима была немедленная помощь с воздуха. Однако наша авиация действовать тогда не могла, так как точное расположение вражеской техники не было известно. Требовалось срочно выяснить обстановку. И это было поручено выяснить Андрею Колодину и его боевым товарищам. Опробованы моторы, подвешены бомбы, заправлены пушки и пулеметы, поставлена задача. Однако начавшийся несколько часов назад сильный дождь с грозой задерживал вылет, а хмурое небо не обещало в ближайшее время хорошей погоды. - Слушайте, друзья, - сказал командир эскадрильи. - Конца этой погодке не видно, а ждать уж больше нельзя: надо лететь, дело срочное, - и перейдя на официальный тон, закончил: - Старший лейтенант Романов и младший лейтенант Колодин, вылет через пять минут! Точно в назначенный срок Романов и Колодин взлетели. Преодолев четыре стены ливневого дождя и сильные грозы, пара ИЛов на высоте 800 метров пришла в район Львова и на предполагаемом месте боя сделала два виража. Однако летчики ничего не обнаружили. Неудача! Но она не остановила разведчиков. Ведущий запросил радиостанцию наведения. - «Изумруд», «Изумруд», - неслись позывные в эфир. - Я - «Изумруд», я - «Изумруд»; - послышался в шлемофоне ответ. - В данном квадрате цели нет. - Полет продолжить. Ищите правее 419, ищите правее 419. Как поняли? Перехожу на прием. Ответ был получен точный. Станция наведения «Изумруд» дала разведчикам точные координаты. В намеченном квадрате летчики увидели вражеские танки. По команде ведущего наши штурмовики атаковали цель, сделали шесть заходов. Колодин зафотографировал все танки и самоходные орудия и вместе с Романовым пушечно-пулеметным огнем сжег один «тигр» и один бронетранспортер, а также уничтожил несколько солдат и офицеров противника. Доставленные летчиками сведения были точны и своевременны. Используя их, полки авиационной дивизии производили боевую работу в течение всего дня. Замысел врага был сорван, а его техника и живая сила были рассеяны и уничтожены, а через два дня под мощным напором наших войск вражеские войска поспешно отступили из района Львова. Летчики 565-го штурмового авиационного полка, а в их числе и Андрей Колодин, в те летние дни 1944 года нанесли немало точных штурмовых ударов по врагу и добыли много ценных разведывательных сведений. Однажды Колодин вылетел на разведку отступавших войск противника из района Львова. Вместе с ним шли еще три ИЛа. Просмотрев все дороги от Львова до Днестра, разведчики не обнаружили никакого движения. Но успокаиваться было рано, и летчики продолжали зорко просматривать местность под крыльями своих машин. И опять ничего существенного замечено не было. Но уже на обратном пути они увидели около 150-200 автомашин с живой силой и грузами, а в посевах тут и там замаскированные снопами под копны 20-30 немецких танков. Получив команду от ведущего, Колодин фотографирует цель, а затем группа сделала шесть заходов на танки и автомашины и обстреляла их. Летчики видели, как гитлеровцы в ужасе разбегались в стороны от машин. Много солдат и офицеров, танков и автомашин уничтожил Колодин со своими боевыми товарищами в тот вылет. По данным разведки и фотоснимкам, сделанным Колодиным, летчики частей дивизии нанесли по врагу сильные удары и обеспечили продвижение на запад нашим наземным частям. 3 августа 1944 года в паре с ведущим Михаилом Романовым Алексей Колодин летит на разведку войск и техники противника в район Самбор - Хыров. Немцы ведут сильный зенитный огонь. Осмотревшись, летчики заметили внизу около 30 автомашин. Немедленно передав по радио разведданные наземной радиостанции и сфотографировав цели, разведчики атаковали врага. Много раз летал Андрей Колодин с Михаилом Романовым в паре. Это была хорошо сработавшаяся «двойка». Ведущим всегда был Романов - он заместитель командира эскадрильи, старший лейтенант, мужественный и смелый командир, действовавший всегда дерзко, решительно и умело. 16 января Алексей Колодин летит в составе группы из шести штурмовиков на уничтожение автоколонны противника в район Машенница-Цензновще. На подходе к цели группа была обстреляна сильным огнем зенитной артиллерии. Черные шапки разрывов зениток виднелись со всех сторон, а колонна все еще не была обнаружена. Но не в правилах Колодина и его товарищей было возвращаться на аэродром с грузом бомб и патронов. В районе цели Колодин заметил на перегоне движущуюся змейку - длинный железнодорожный состав. Это гитлеровцы по железной дороге подбрасывали подкрепление. Отвалив от группы и перейдя не бреющий полет, Колодин прямым попаданием бомб и пушечно-пулеметным огнем разрушил железнодорожное полотно, разбил паровоз и несколько вагонов. Вскоре летчики группы нашли и вражескую автоколонну, сделали несколько заходов и уничтожили ее. Каждый из боевых вылетов мог стать последним. Это понимал на фронте каждый летчик. И все же, наверное, больше других летчики помнят те вылеты, когда сами были сбиты и смерть была совсем рядом. Был такой вылет и у Алексея Колодина. Это случилось 20 февраля 1945 года. В тот день Колодин вылетел на разведку живой силы и техники противника в район польских сел Павловице-Гурно-Зебжиловице. На станции Зебжиловице он обнаружил два эшелона. Неистово били зенитки, но летчик действовал спокойно и точно. Прямым попаданием бомб паровоз и пять вагонов были разбиты с первого захода. Сделав еще заход, Колодин сфотографировал результаты своего удара и, набрав высоту, пошел за ведущим. В этот момент зенитный снаряд попал в мотор. Машину подбросило вверх и тут же маслянистый след потянулся за самолетом. Машина стала проваливаться вниз. - Неужели конец? - мелькнуло в сознании летчика. - Неприятная испарина выступила на лице. Напрягая все силы, Колодин на горящем самолете стал планировать к линии фронта, к своим. Пламя уже успело охватить кабину и стало лизать комбинезон, меховые унты, подступать к лицу. Как быть? Можно выброситься с парашютом, но тогда плен. Нет, не бывать этому! Дотянуть до своих во что бы то ни стало. Летчик еще сильнее сжимает в руках штурвал и перетягивает линию фронта. Самолет вслепую идет на посадку. Один, второй, третий удар, и летчик теряет сознание. К объятой пламенем машине прибежали советские бойцы. Они быстро вытащили пилота из горящего самолета. Одежда обгорела, волосы дымились, на лице ожоги. Но главное - остался жив. На второй день Колодин добрался до своего полка и вскоре снова поднялся в небо. 157 боевых вылетов на штурмовике совершил Андрей Колодин. Каждый из них - огромный риск, помноженный на смелость и мастерство. Командование по праву считало Андрея лучшим разведчиком полка. До самого конца войны Андрей Колодин не выпускал из рук штурвал самолета. Десять благодарностей от командиров дивизий, корпусов и командующих армий, в интересах которых совершал свои боевые вылеты отважный разведчик-штурмовик, боевые ордена стали достойной оценкой отважного воздушного бойца. 18 августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР летчику старшему 565-го штурмового авиационного Станиславского полка 224-й штурмовой авиационной дивизии 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта лейтенанту Андрею Ивановичу Колодину было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны Андрей Иванович продолжал службу в авиации. Кавалер Золотой Звезды Героя Советского Союза, ордена Ленина, двух орденов Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды подполковник Андрей Иванович Колодин после увольнения в запас в 1960 году поселился в городе Севастополе. Но не забывал он и родной Тамбовский край, и родное село Беломестную Криушу, куда неоднократно приезжал. Источник: Книга памяти Тамбовского района |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Опрос
Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами?
Все опросы
Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами?
Все опросы
Новости Тамбова и области
Администрация Мичуринска ...
В Тамбове обсудили ситуацию с демонтажем исторического дома на Советской
На минувшей неделе в ...
В Мичуринском округе к Новому году откроется автоглэмпинг
В Мичуринском округе ...
В Тамбове готовят капитальный ремонт Триумфального спуска к Тезикову мосту
В 2024 году в Тамбове ...
Заместитель прокурора Тамбовской области и бизнес-омбудсмен проведут приём граждан
11 декабря 2024 года ...
В Тамбове выявляют заброшенные захоронения: что это значит и какие вопросы остаются
Городские власти Тамбова ...
Срыв благоустройства сквера «Семейный» в Тамбове
В Тамбове очередной ...
В Моршанске модернизируют систему водоснабжения: новые водоводы обеспечат качественную воду более 1 400 жителям
В микрорайоне Южный ...