Мусоргский Модест Петрович(9 (21) марта 1839 года - 16 (28) марта 1881 года) Выдающийся русский композитор, участник «Могучей кучки». Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в сельце Карево Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Куньинском районе Псковской области) в семье отставного коллежского секретаря П. А. Мусоргского, представителя старинного дворянского рода. Детские годы будущего композитора прошли в родительском имении – сельце Карево. В 1845 году он начал заниматься музыкой под руководством матери. В 1849-1852 годах М. П. Мусоргский учился в немецкой Петропавловской школе в Санкт-Петербурге, в 1852-1856 годах - в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно он брал уроки музыки у пианиста А. А. Герке. В 1852 году было издано первое произведение композитора - полька для фортепиано «Подпрапорщик». По окончании учебы в 1856 году М. П. Мусоргский был зачислен на службу в Лейб-гвардии Преображенский полк. В 1856-1857 годах он познакомился с композиторами А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым и критиком В. В. Стасовым, которые оказали глубокое влияние на его общее и музыкальное развитие. М. П. Мусоргский начал серьезно заниматься композицией под руководством М.А. Балакирева, вошел в кружок «Могучая кучка». Решив посвятить себя музыке, в 1858 году он оставил военную службу. Разорение семьи, вызванное отменой крепостного права в 1861 году, заставило М. П. Мусоргского поступить на гражданскую службу. В 1863-1867 годах он был чиновником Главного инженерного управления, с 1869 по 1880 годы служил в Лесном департаменте Министерства государственных имуществ и в Государственном контроле. В конце 1850 - начале 1860-х годов М. П. Мусоргский написал ряд романсов и инструментальных произведений, в которых проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. В 1863-1866 годах он работал над оперой «Саламбо» (по Г. Флоберу), оставшейся неоконченной. В середине 1860-х годов композитор обратился к актуальной, социально заостренной тематике: им были созданы песни и романсы на слова Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, А. Н. Островского и на собственные тексты («Калистрат», «Колыбельная Еремушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др.), в которых проявилось его умение создавать ярко характерные человеческие образы. Богатством и сочностью звуковых красок отличается симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» (1867), созданная по мотивам народных сказок и легенд. Смелым экспериментом явилась неоконченная опера М. П. Мусоргского «Женитьба» (по Н. В. Гоголю, 1868), вокальные партии которой основаны на непосредственном претворении интонаций живой разговорной речи. Работы 1850-1860-х годов подготовили М. П. Мусоргского к созданию одного из главных его произведений - оперы «Борис Годунов» (по А. С. Пушкину). Первая редакция оперы (1869) не была принята к постановке дирекцией императорских театров. После переработки «Борис Годунов» был поставлен в санкт-петербургском Мариинском театре (1874), но с большими сокращениями. В 1870-х годах М. П. Мусоргский работал над грандиозной по замыслу «народной музыкальной драмой» из эпохи стрелецких бунтов конца XVII века «Хованщина» (либретто М. П. Мусоргского, начата в 1872) и комической оперой «Сорочинская ярмарка» (по Н. В. Гоголю, 1874-1880). Одновременно композитором были созданы вокальные циклы «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875-1877), сюита для фортепиано «Картинки с выставки» (1874). В последние годы жизни М. П. Мусоргский испытывал тяжелую депрессию, вызванную непризнанием его творчества, одиночеством, бытовыми и материальными затруднениями. Он умер 16 (28) марта 1881 года в Николаевском солдатском госпитале в Санкт-Петербурге и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Неоконченная М. П. Мусоргским опера «Хованщина» была завершена после его смерти Н. А. Римским-Корсаковым, над «Сорочинской ярмаркой» работали А. К. Лядов, Ц. А. Кюи и другие. В 1896 году Н. А. Римским-Корсаковым была сделана новая редакция «Бориса Годунова». В 1959 году Д. Д. Шостаковичем были подготовлены новая редакция и оркестровка «Бориса Годунова» и «Хованщины». Самостоятельный вариант завершения «Сорочинской ярмарки» принадлежит советскому композитору В. Я. Шебалину (1930). М. П. Мусоргскому удалось создать глубоко оригинальный, выразительный музыкальный язык, отличающийся острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков. Его творчество оказало большое влияние на многих отечественных и зарубежных композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси и других. http://www.bankgorodov.ru |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Опрос
Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами?
Все опросы
Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами?
Все опросы
Новости Тамбова и области
Управление ...
В Тамбовской области отмечается сезонный рост заболеваемости ОРВИ
В Тамбовской области ...
В Тамбове суд в третий раз оправдал бизнесмена Юрия Штабеля
В Тамбове суд в третий ...
Борщёвский лес под Тамбовом могут включить в земли лесного фонда
Борщёвский лес под ...
Как распределяются средства на ЕНС ИП при поступлении налогового уведомления
В связи с направлением ...
Прямая линия с Максимом Егоровым состоится 24 сентября
Уже через неделю, 24 ...
Для создания сквера «Гармония» в Тамбове нашли нового подрядчика из Московской области
Контракт на ...
В области продолжается реализация программы капитального ремонта многоквартирных домов
В Тамбовской области ...