DataLife Engine > Улицы Тамбова > Улицы Тамбова: Пролетарская (бывшая Обводная)

Улицы Тамбова: Пролетарская (бывшая Обводная)


14-03-2014, 20:16
Автор: admin
Длина улицы около 6 км, и состоит она из трех ломаных отрезков. Если проследить ее путь по карте П.С. Москалева (1908 г.), то она как бы повторяет изломы железнодорожной ветки, проходящей через наш город. С самого начала своего возникновения, а было это в первой четверти XIX века, она носила название Обводной и проходила в западной части города. В ХVII веке здесь была оборонительная линия, состоящая из земельного вала, глубокого рва, наполненного водой из реки Студенец, а далее шли естественные препятствия из озер и болот. По мере утраты функции оборонительной крепости город становился центром торговли. Транспортной магистралью являлась Обводная улица, которая связывала дороги из Астрахани, Воронежа, Козлова, Моршанска и ок­рестных сел в единую транспортную сеть, которая заканчивалась на Ярмарочной площади (в настоящее время район старого автовокзала «Северный»).


Начинается улица в южной части города, вблизи ручья Ржавец, который в настоящее время заключен в бетонную трубу. Большинство домов на начальном отрезке улицы по нечетной стороне принадлежит жильцам на правах личной собственности. Многие из них сохранили облик старых крестьянских домов, выполненных из бревен, но которые облагорожены и приближены к городским строениям.

Место пересечения ул. Пролетарской с ул. А. Бебеля хранит память об известном эсере А.С. Антонове. В 1908 году он уже был известен в тамбовских жандармских кругах как неуловимый террорист. Идя на нелегальную встречу с группой социалистов-революционеров, он был остановлен двумя жандармами на этом месте для проверки документов. Не медля ни секунды, он выстрелил в одного из них, потом в другого и побежал в сторону Петропавловского кладбища, пытаясь скрыться в его окрестностях. Высланный для погони отряд казаков безуспешно вернулся назад, так и не сумев обнаружить опытного конспиратора.

Участок улицы, примыкавший к небольшой площади, образованной слиянием ул. Теплой (Лермонтовской), ул. Базарной и дорогой из села Покрово - Пригородное, значительно расширялся. Здесь, на угловых участках перекрестка, стояли дома так называемого смешанного типа (низ каменный, вверх деревянный), которые принадлежали Д. Д. Ширяеву, М. И. Пушкиной, Е. И. Дидяхиной - Лосевой. В нижних этажах располагались: трактир, торговая лавка, складские помещения. Застройка улицы в северном направлении осуществлялась по мере осушения выбранных территорий. Некоторые из них впоследствии, благодаря слабости грунта, совсем "вросли" в землю. В том месте, где сейчас стоят торговые ларьки, еще в конце 1960-х годов были чугунные перила моста, переброшенного через высохший к тому времени канал ручья Ржавец. Мост исчез вместе с каналом, и с тех пор ничто больше не напоминает об историческом прошлом этого участка города и о существовавшей здесь Воронежской заставе. Она была построена в первой половине XIX века, а в 1834 году столбы заставы были оформлены гербами города. После пересечения улицы Пролетарской с ул. Интернациональной мы попадаем в промышленную зону города. Здесь еще сохранились небогатые частные владения, хозяева которых не желают покидать обжитые места. Большинство таких строений было снесено во второй половине 1980-х годов. В последние годы здесь стали появляться мелкие промышленные объекты, складские помещения, офисы различных фирм, бензозаправки, магазины. Западный участок улицы занят крупными тамбовскими предприятиями, такими, как заводы "Ревтруд" и "Подшипников скольжения". Эти промышленные объекты до неузнаваемости изменили облик улицы. Заводские корпуса давно заняли место бывших площадей, где в начале нашего века торговали лесом и фуражным зерном. Исчезли и некогда стоявшие здесь дома, в которых селился в основном мастеровой, рабочий люд. Купеческих домов здесь было мало, а дворянских вообще нельзя было встретить. После прокладки в 70-х годах ХIХ века железной дороги и ее ответвлений, эта часть города стала интенсивно застраиваться промышленными объектами (чугунолитейные и кафельные заводы). Исчезла и Сенная площадь, которая располагалась вблизи речки Студенец, где прежде были сенокосные угодья. Вскоре на территории площади стали возникать кузницы, амбары, мельницы, которые располагались ближе к реке.

На углу улиц Мичуринской и Пролетарской с 1956 года располагается автовокзал «Северный». На плане губернского Тамбова от 1908 года на этом месте обозначена Ярмарочная площадь, чуть севернее нее нанесена территория кирпичных заводов. Почти 50 последующих лет с автовокзала осуществлялись отправки пассажирского автотранспорта во многие населенные пункты области. После постройки нового автовокзала на ул. Киквидзе в 1985 году, часть маршрутов была переведена на его обслуживание, а большинство пригородных маршрутов осталось на автовокзале "Северный".

Далее дорога проходит мимо корпусов спецучреждения УВД. Бывший тюремный замок возник здесь более 175 лет назад, его постройка началась в 1835 году, и строился он за городской чертой у Козловской заставы. При нем была домовая тюремная церковь во имя Скорбящей Богоматери. В 20-х годах XX века к северо-востоку, на месте бывшего Боголюбского кладбища был устроен исправительно-трудовой лагерь.

В 1958 году открылся кооперативный техникум Тамбовского облпотребсоюза. Давние купеческие традиции Тамбова всегда делали финансово-экономические специальности популярными среди молодежи. Видимо, по этой причине в определенные годы конкурс при поступлении в техникум был выше, чем в институты города. Первый директор техникума - Л.С. Либгот. Сегодня в программе подготовка специалистов по экономике, налоговой системе, коммерции и другим направлениям. В северном крыле здания в конце 90-х годов ХХ века разместилась Государственная налоговая инспекция Октябрьского района г.Тамбова.

Информационно-туристический портал Тамбовской области

Вернуться назад