DataLife Engine > Очерки о героях > Герои войны: Николай Моторин

Герои войны: Николай Моторин


11-02-2014, 23:38
Автор: admin
Герои войны: Николай МоторинЕще я вижу до сих пор
В зрачках погибших в этот день —
Как брошенный войне укор —
В дыму цветущую сирень…
Так кто ж осмелится сказать
Когда-нибудь тебе и мне: —
Война прошла,
Зачем писать
О том, что было на войне!

А. Аквилев.

Мечта стать летчиком еще до войны привела Николая Моторина в Мичуринский аэроклуб. Как только раздались первые ее раскаты, Николай из своего родного села Дмитриевка Избердеевского района с путевкой военного комиссариата приехал в Тамбовскую военно-авиационную школу летчиков.
Окончив ее в сорок третьем, молодой нилот попал в 505-й штурмовой авиационный полк.

В апреле 1944 года Красная Армия освобождала Правобережную Украину от немецко-фашистских захватчиков. Враг упорно сопротивлялся. На земле и в воздухе шли ожесточенные бои. 6 апреля 12 «горбатых» — так летчики любовно называли самолеты-штурмовики, вылетели в район Ходачкув — Вельке. Отсюда вражеские войска пытались прорваться к окруженной в районе Тарнополя группировке.

Сверху хорошо видны на дороге маленькие квадратики — это танки и автомашины врага.

—Соколы! За мной! Атакуем танки! — подал команду ведущий. Он сделал разворот со снижением и вышел точно на цель. Один за другим штурмовики точно повторили маневр командира и сбросили бомбы на танки и автоколонну. При выходе из атаки на самолет лейтенанта Моторина набросились два «мессершмитта». Однако воздушный стрелок сумел отразить нападение немецких истребителей. Тогда, отвалив в сторону, они атаковали самолет ведущего группы. Командир в опасности! Лейтенант Моторин смело бросился на защиту ведущего. Сократив дистанцию до 150—200 метров он открывает огонь из пулемета. Огненные трассы несутся к «мессеру», он подожжен и с резким снижении потянул в сторону. Сбросив оставшийся бомбовый груз на цель, советские летчики без потерь вернулись на базу В этот вылет было уничтожено 8 танков и несколько автомашин противника.

Напряжение боев возрастало с каждым днем 17 апреля Моторин в группе из десяти «илов» наносит удар по немецким войскам в районе Нижнюв-Антоновка. И этот вылет прошел успешно.

Как-то в теплый апрельский день командир полка вызвал молодого летчика на командный пункт.

—Я заслушал доклад комэска о ваших полетах, лейтенант Моторин,— сказал подполковник — Как ведомый вы действовали хорошо. Думаю, что пора вам и самому уже быть ведущим. Первое задание вам в этой роли — выяснить скопление живой силы и техники противника в районе Новы-Сонч.

Николай впервые полетел в паре как ведущий и в намеченном районе обнаружил колонну автомашин. Их было 150—200. Сразу же сообщил об увиденном на командный пункт.

—«Сокол-5», «Сокол-5», я —«Комета», я — «Комета». Разрешаю удар по цели,— услышал Николай в наушниках шлемофона знакомый голос командира со станции наведения.

Летчик прижимает самолет к земле, ловит в прицел вражеские машины. Небольшая выдержка. Затем легкий нажим кнопки бомбосбрасывателя — бомбы полетели в цель. Ясно видно, как на дороге взметнулись кусты земли.

—Еще заход! — командует Николай. И ведомый повторяет маневр своего ведущего. И так шесть раз а затем другие экипажи продолжали наносить удары по колонне.

24 января 1945 года Моторин ведет пару «илов» на разведку войск и техники врага в районе шоссейной дороги Стары-Сонч — Кросьценко — Новы-Тарг. В районе цели Моторин обнаружил движение автоколонны противника в 80—100 автомашин. Он немедленно передал данные наземной радиостанции, а сам принял смелое решение — атаковать врага. Внизу неистово застукали «эрликоны». Стена заградительного огня встала на пути штурмовиков.

Снизившись до бреющего полета, Моторин четыре раза вихрем пронесся над головами гитлеровцев, расстреливая их из пулеметов и бомбя колонну. А затем весь полк в течение дня наносил удары по немецкой колонне до тех пор, пока на дороге не остались одни исковерканные и сожженные рамы машин и сотни уничтоженных оккупантов.

Не успел Моторин возвратиться из полета, как его вызвали к командиру корпуса.

—Товарищ лейтенант,— сказал генерал,— вам поручается очень ответственное и срочное задание — Генерал разгладил руками лежащую на столе большую карту и продолжал: — Есть предположение что вот здесь, у Вадовице,— комкор обвел карандашом район на карте,— сосредоточиваются немецкие войска. Вы должны вылететь немедленно и все хорошенько проверить. Что вам неясно, товарищ лейтенант?

—Задача ясна, товарищ генерал. Разрешите выполнять? — ответил Моторин.

Через несколько минут разведчик был уже в воздухе и взял курс на запад. Вот и район Вадовице, Зоркий глаз разведчика сразу разглядел вражеские автомашины, танки, артиллерийские орудия. Летчик включает фотоаппарат и надежно фиксирует на пленку все то, что потом внимательно будут рассматривать в штабе корпуса.

Совершив один заход, Моторин решает сделать новые снимки. Залаяли вражеские зенитки. Облачка зенитных разрывов окутывали советский самолет со всех сторон, по Моторин еще раз проходит на небольшой высоте и уходит в сторону фронта.

Вскоре офицеры штаба корпуса дешифровали снимки, они оказались очень ценными. За отлично проведенную разведку генерал Котельников объявил благодарность отважному летчику.

А на следующий день, 25 января, лейтенант Моторин ведет пару «илов» на разведку в район дороги Юргув—Новы-Тарг и обнаруживает здесь автоколонну врага в 150 автомашин. Данные разведки немедленно переданы по радио наземной радиостанции, к полки дивизии громят цель весь день. И так в течение почти полутора лет. 130 успешных боевых вылетов на самолете «Ил-2», из них 95 на штурмовку живой силы и техники противника и 35 — на разведку скопления войск и техники.

Командование полка и дивизии характеризовало Моторина как лучшего разведчика, смелого и решительного летчика, являющегося примером мужества и отваги для товарищей.

Ордена Красной Звезды, Отечественной войны I степени, два ордена Красного Знамени украшали грудь отважного летчика. 29 июня 1945 года Николаю Яковлевичу Моторину было присвоено звание Героя Советского Союза. Однако не удалось нашему славному земляку прикрепить рядом с боевыми орденами и Золотую Звезду Героя. Он погиб 5 мая 1945 года — за три дня до долгожданной победы. Ему было тогда всего двадцать три года.

Л.Г. Дьячков

Вернуться назад