DataLife Engine > Очерки о героях > Герои войны: Алексей Трифонович Макаров

Герои войны: Алексей Трифонович Макаров


26-03-2014, 13:00
Герои войны: Алексей Трифонович Макаров В течение многих лет, почти ежедневно, в Военной академии имени М.В. Фрунзе в Москве можно было встретить генерала с Золотой Звездой Героя Советского Союза на груди. Это - Алексей Трифонович Макаров - доцент, кандидат военных наук.

Большой и славный путь прошел он в годы Великой Отечественной войны. На штурмовике ИЛ-2 он совершил сто двадцать два успешных боевых вылета и провел 16 воздушных боев с вражескими истребителями. Как утверждает послевоенная статистика, столько вылетов в среднем удалось сделать в годы войны двум летчикам. Недаром друзья Алексея Трифоновича в шутку говорят: «На фронте он выжил две жизни, а сейчас продолжает жить третью». И все эти три жизни генерала Макарова наполнены большими делами.

Мальчиком Алексей переехал с семьей из родного села Сабурово Никифоровского района в Мичуринск. Рано оставшись без родителей, продолжал учиться в средней школе и одновременно в Мичуринском аэроклубе. «Было очень трудно, - вспоминает Алексей Трифонович, - каждый день заниматься с семи утра до двенадцати дня в аэроклубе, а с двух дня до восьми вечера - в десятом классе. Очень боялся, что из двух зайцев не поймаю ни одного. Но все-таки в 1940 году закончил десятый класс, а затем и аэроклуб». Увлечение авиацией привело юношу в Балашовскую военную школу летчиков. Заканчивать учебу в военной школе пришлось уже в годы войны. В мае 1942 года комсомолец Алексей Макаров прибыл в авиационный полк на Калининский фронт. Война быстро делала из необстрелянных новичков мастеров воздушного боя: недостатка в полетах не было, схваток с врагом хватало.

...Третье декабря 1942 года. Макаров в составе группы из четырех штурмовиков вылетел на выполнение боевого задания. Истребителей прикрытия на этот раз не было. На пути к цели штурмовиков атаковали четыре фашистских «мессершмитта». Разгорелся бой. Немецкие летчики все время пытались атаковать ведущего группы, но Алексей Макаров отбил их атаки. В ходе боя его самолет был подбит, но и на сильно поврежденном самолете Алексей все же сумел перетянуть через линию фронта и сесть на своей территории. Все советские штурмовики, выполнив задание, вернулись на базу. Так закончился третий боевой вылет и первый воздушный бой молодого летчика. С июля 1943 по март 1944 года Алексей Макаров сражается на Западном фронте. Девятнадцать раз он принимал участие в штурмовке вражеских войск в районах Орла, Волхова, Спас-Демянска, Ельни, Рославля, Смоленска.

На всю жизнь запомнился Алексею Макарову боевой вылет 30 августа 1943 года. Восемь ИЛов получили приказ уничтожить отходящую от Ельни в направлении Смоленска колонну противника. Группу замыкала пара ИЛов под командованием лейтенанта Макарова. Его задача состояла в том, чтобы подавить огонь зенитной артиллерии противника в районе цели и отсечь истребителей врага, тем самым дав возможность остальной шестерке ИЛов - беспрепятственно бить по цели. На втором заходе на колонну ИЛы были атакованы шестью немецкими истребителями. Пара Макарова завязала с ними бой и не давала возможности заходить на атаку штурмовиков. В результате такого маневра Макаров оторвался от группы. Этим воспользовалась четверка истребителей противника: она взяла его в «клещи». Обычно из «клещей» летчикам вырваться почти не удавалось. Атаки истребителей противника следовали одна за другой с разных сторон. Лейтенант Макаров вместе со своим воздушным стрелком старшиной К. Федосеенко отражал атаки истребителей противника. Но силы были неравны. Снаряды, выпущенные вражескими истребителями, стали попадать в советский штурмовик. Постепенно самолет получал все больше и больше пробоин, управлять им стало трудно. Вдруг внутренняя самолетная связь между летчиком и стрелком прекратилась. Макаров обернулся назад и увидел в кабине стрелка кровь: Федосеенко был или тяжело ранен, или убит. Осколком снаряда был ранен в лицо и летчик. Положение становилось критическим. Резко задрав нос самолета и рывком убрав газ, Макаров неожиданно для немцев перевалил машину на крыло и ввел в крутое пикирование. Истребители противника, имея большую скорость, проскочили вперед и разошлись в стороны. «Клещи» разорваны! Имитация падения сбитого самолета оказалась эффективной.

...Земля быстро приближалась, а самолет, несмотря на все усилия летчика, не выходил из пике. (Потом оказалось, что у машины были перебиты рули). В голове Алексея Макарова мелькнула мысль: «Или я выйду из пике, или погибну!» Наконец, как бы нехотя, самолет начал слушаться летчика. До земли оставалось двадцать пять метров! Подбитую машину Макаров с огромным трудом довел до своего аэродрома. Однако это было еще не все: при заходе на посадку не выпустил ось шасси. Летчик принял решение садиться на фюзеляж. После приземления Макаров сразу же из кабины бросился на помощь воздушному стрелку, но Федосеенко был мертв. Единственный осколок, попавший в него, пробил комсомольский билет, лежавший в кармане гимнастерки, и попал в сердце. Этот пробитый вражеским осколком окровавленный комсомольский билет Федосеенко поместили в рамку и повесили на командном пункте полка.

«До самого конца войны, - вспоминает А. Т. Макаров, - летчики полка, прибывая на командный пункт для получения боевой задачи, видели окровавленный комсомольский билет старшины Федосеенко и клялись мстить врагу за его смерть». Первая награда - орден Красного Знамени - была вручена Алексею Макарову за отвагу, взаимную выручку и смелость, проявленные при выполнении первых четырнадцати боевых вылетов. С весны 1944 года до конца войны Алексей Макаров сражается на 2-м Украинском фронте. Здесь наиболее ярко проявились высокие волевые качества и боевое мастерство молодого советского аса. Сто три боевых вылета совершил командир звена Алексей Макаров на этом фронте, участвовал в двенадцати воздушных боях с истребителями противника, много раз водил группы на выполнение самых различных заданий и всегда проявлял большую выдержку, умение, силу воли, находчивость, мастерство и инициативу.

1944 год. Советское командование готовило проведение Ясско-Кишиневской наступательной операции и ему необходимы были точные сведения о противнике на одном из участков фронта. Добыть их поручили Алексею Макарову. На небольшой высоте ему предстояло пролететь над территорией, занятой противником, и сфотографировать расположение огневых точек и позиций врага. Четыре раза поднимал в воздух свой ИЛ Алексей Макаров и каждый раз привозил ценнейшие фотоснимки. 2 июня 1944 года группа штурмовиков получила приказ вылететь на уничтожение скопления вражеских танков и автомашин в районе Тотоесчий (на территории Румынии). Механики заправили самолеты горючим, подвесили бомбы, пополнили боекомплекты. Через несколько минут ИЛы поднялись в воздух и взяли курс на Тотоесчий. В группе шло и звено Макарова. Когда самолеты подходили к цели, противник открыл сильный заградительный огонь. Спереди, сбоку и позади самолетов взметнулись черные шапки зенитных разрывов. Искусно уклоняясь от них, звено Макарова начинает штурмовку позиций немецких зенитчиков, а тем временем остальные экипажи делают несколько заходов на цель. Внезапно вынырнули четыре вражеских истребителя и атаковали шестерку ИЛов. Ведущий группы был подбит и пошел на вынужденную посадку, и тотчас в шлемофонах советские летчики услышали спокойный голос Макарова:
- Принимаю командование на себя. Продолжаем выполнять бо-евую задачу!
Сделав еще несколько заходов на цель, Макаров отдал приказ о возвращении на базу.

Алексея Макарова, как командира, всегда отличало стремление найти наиболее рациональное решение в выполнении поставленной боевой задачи, он всегда был противником всякого шаблона. Характерен в этом отношении боевой вылет группы советских летчиков 10 августа 1944 года. В тот день необходимо было сфотографировать расположение войск противника. Вылетевшие на выполнение задания группы не смогли из-за противодействия зенитной артиллерии врага сделать снимки. Тогда командование поручило звену Макарова прикрыть фоторазведчиков. Обстановка подсказывала, что следовало изменить тактику борьбы с зенитной артиллерией врага, изменить порядок захода на фотографирование. И Макаров применяет новый тактический прием, обеспечивший советским летчикам успешное выполнение задания и возвращение без потерь всей группы на свой аэродром.

Все чаще командование поручало Макарову вождение групп, и он всегда действовал грамотно, дерзко, личным примером воодушевлял своих ведомых. Под командованием Алексея Макарова звено совершило 405 боевых вылетов и нанесло врагу большой урон в живой силе и технике. Двадцать два воспитанника Макарова были награждены орденами и медалями, а сам он был награжден орденом Красного Знамени. Осенью и зимой 1944 года Макаров воюет на территории Венгрии. Здесь он совершил 52 боевых вылета, летал на штурмовку и бомбежку врага в районе Будапешта. Приходилось вылетать иногда по три, четыре и даже по пять раз в день. Немало благодарностей от наземного и авиационного командования за отличные действия получил Алексей Макаров в те дни. Орден Отечественной войны I степени и третий орден Красного Знамени украсили грудь отважного летчика.

В вышедшей в свет в 1965 году книге «Будапешт-Вена-Прага» под общей редакцией Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского имя Макарова упоминается в числе тех, кто действовал наиболее самоотверженно в период боев в Венгрии. Здесь же помещены фотографии летчиков, отличившихся в Балатонской операции. И среди них Алексей Трифонович Макаров. В жизни летчика были не только героические и трагические эпизоды, но и такие, которые характерны были необычностью обстановки и принятых летчиком решений.

...В конце 1944 года войска 2-го Украинского фронта, проводя наступательную операцию, подходили к Будапешту. Противник отводил свои силы и средства на тыловые рубежи обороны. Для этого он эффективно использовал железнодорожные перевозки и автомобильный транспорт. Одной из задач советской авиации яв-лялось нарушение этих перевозок. К ее выполнению было привлечено и звено Макарова. Пара штурмовиков в сопровождении двух истребителей подходила к конечному пункту своего маршрута разведки. Высота полета - 300 метров. И вдруг Макаров, бросив взгляд направо, увидел на станции Эркель отходящий железнодорожный эшелон с войсками и техникой. Цель была очень заманчивая: остановить эшелон противника, не дать его войскам выгрузиться на тыловом оборонительном рубеже. Макаров принял решение - атаковать цель. Команда «Разворот вправо! Атакуем цель!» - последовала немедленно. Макаров бил по паровозу, а его ведомый - по вагонам. Летчик посылал одну прицельную очередь за другой. Дистанция стрельбы быстро сокращалась. Наконец паровоз покрылся облаками пара. Летчик решил - пробит котел, и продолжал посылать пушечные очереди в сторону цели. Расстояние до паровоза было настолько малым, что Макаров, с трудом выведя самолет из пологого пикирования, оказался в облаках пара. Набрав высоту и благополучно выскочив из облаков пара, передал по радио в штаб об обнаруженном эшелоне на станции Эркель и уничтожении паровоза. Поднятая в воздух новая группа самолетов довершила уничтожение эшелона. А тем временем разведывательный полет продолжался. В ходе его было добыто много ценных разведывательных сведений.

Алексей Трифонович рассказал и о другом интересном эпизоде из своей боевой жизни. В ходе военных действий летный состав штурмовой авиации обязан был подтверждать степень эффективности выполнения боевой задачи. Это делалось путем доклада сопровождающих истребителей, сообщениями партизан, данными фотоконтроля и другими способами. Но однажды это подтверждение было сделано довольно оригинально. Во время боев с северо-восточной Венгрии противник сосредоточил превосходящие силы и средства на узком участке и нанес контрудар по нашим войскам в районе города Хатван. Для помощи наземным войскам были вызваны самолеты-штурмовики. Восьмерка ИЛ-2, в составе которой находился и лейтенант Макаров, найдя цель, успешно атаковала танки противника. Группа сделала два захода. Было хорошо видно, как внизу горело несколько танков. Ведущий решил сделать третий заход. Макаров ввел самолет в пикирование. В поле зрения прицела ему попался, к сожалению, не танк, который тогда считали объектом номер один, а автобензозаправщик. Выводить самолет из пикирования и искать более важную цель не было никакого смысла: в этом случае расстроился бы боевой порядок группы, и Макаров решил атаковать бензозаправщик. Во время пикирования и обстрела цели его самолет интенсивно обстреляли зенитки врага. Зенитные разрывы все время мелькали перед машиной, но летчик упорно обстреливал заправщик. Одна очередь за другой следовали в него. Высота быстро уменьшалась и дошла до 20-30 метров. Дальше пикировать было опасно. Летчик резко вывел самолет из пике, и, когда штурмовик занял горизонтальное поло-жение, Макаров почувствовал резкий удар по самолету. Мгновенно мелькнула мысль: «Попал зенитный снаряд».

Выполнив задачу, группа собралась в боевой порядок и взяла курс на свой аэродром. Макаров непрерывно следил за работой двигателя, показаниями приборов и управляемостью самолета. Машина благополучно произвела посадку на своем аэродроме, и Макаров, как обычно, сказал технику: «Замечаний нет, но в воздухе в самолет попал зенитный снаряд. Ищите пробоину и заделывайте!» Прибыв на аэродром, летчики группы немедленно направились на командный пункт для доклада о результатах выполнения боевого задания. Когда заканчивался доклад последнего летчика, дверь командного пункта внезапно отворилась, вошел техник самолета Макарова и положил на стол кусок металла длиной примерно пятьдесят сантиметров и шириной - двадцать. Это был кусок от взорвавшейся бензоцистерны. Он ударил в нижнюю часть крыла самолета и застрял в нем. «Вот так зенитный снаряд!» - подумал Макаров. Последний - сто двадцать второй боевой вылет на штурмовике старший лейтенант Макаров совершил в последние дни войны. 8 мая 1945 года он точно сбросил бомбы на отходящую колонну врага, отказавшегося сложить оружие.
За образцовое выполнение заданий командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, за героизм и мужество, проявленные в боях, 15 мая 1946 года Алексею Трифоновичу Макарову было присвоено звание Героя Советского Союза.

С окончанием войны не прервалась служба в авиации прославленного летчика. Алексей Трифонович закончил Военно-воздушную академию, затем адъюнктуру, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата военных наук, закончил университет марксизма-ленинизма. Многие годы полковник Макаров преподавал в Военной академии им М. В. Фрунзе. В народе говорят: «Старая слава новую любит». Об этой поговорке всегда вспоминаешь, когда думаешь о жизни и делах Алексея Трифоновича. К фронтовой славе прибавилась слава мирных дней. Алексей Трифонович не только опытный и способный педагог, но и научный работник. Он автор многих печатных трудов, опубликованных в нашей стране и за рубежом. Его творческая инициатива при выполнении научно-исследовательских работ и достигнутые результаты, способствующие повышению эффективности и качества военно-научных исследований, отмечены благодарностями командования академии. Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени прибавился к боевым орденам, которыми отметила Родина подвиги нашего земляка в военное время. Ему было присвоено звание генерал-майора авиации.

Мне посчастливилось посмотреть фотографии из домашнего альбома семьи Макаровых. На одной из них делегация Советских Вооруженных Сил, приветствующая XXV съезд Коммунистической партии Советского Союза. В составе делегации - Герой Советского Союза генерал А.Т. Макаров. На другой фотографии - советские космонавты, автографы космонавтов Гагарина, Титова, Комарова, Феоктистова, Терешковой, Поповича, Беляева, Быковского, Леонова, Егорова. На третьей фотографии - делегаты XTV съезда ВЛКСМ - космонавты Гагарин, Титов и Герой Советского Союза А.Т. Макаров. Еще на одной фотографии запечатлен Маршал авиации дважды Герой Советского Союза A.A. Ефимов, главный Маршал авиации П.С. Кутахов вместе с лучшими летчиками страны и среди них Алексей Трифонович Макаров. Наш земляк поддерживает связь с родным краем, его письма можно увидеть в школе в родном селе Сабурово и в Мичуринске, где он также жил и учился. Когда наступает время летних отпусков, Алексей Трифонович старается побывать в тех местах нашего Тамбовского края, где он родился, учился и впервые поднялся в небо.

Тамбовцы гордятся своим земляком - талантливым летчиком и командиром, опытным педагогом военной академии, бесстрашным и доброжелательным человеком - Алексеем Трифоновичем Макаровым. Он единственный из числа младших офицеров периода Великой Отечественной войны, уроженцев Тамбовской области, заслуги которого отмечены не только Золотой Звездой Героя Советского Союза, но и генеральской звездой на погонах.

Источник: Книга памяти Тамбовского района

Вернуться назад